Заказать тур сейчас:

(+998 71)200 00 19

Достопримечательность Самарканда - Ансамбль Шахи Зинда

Шахи Зинда


  Безжизненны холмы Афрасиаба.  Давно умерший город погребен под серовато-желтыми пластами лесса. На юге раскинулось огромноеshahi-zinda2.jpg кладбище, которому почти тысяча лет. Две прямые ленты шоссе рассекают городище на части. Множество тропинок вьется меж холмов и оврагов. Лишь археологические вскрытия, которые ширятся из года в год, являют взору то, что таится под мертвым покровом земли в этом огромном теле бывшего города.
   Это городище древнего и средневекового Самарканда, заброшенное с XIII века. Именно здесь, на пустынных теперь холмах, возник один из древнейших центров цивилизации и культуры — Самарканд.
  Столица древней Согдианы (территория по верхнему и среднему течению реки Заравшан в самом сердце Сред-ней Азии), Самарканд возник еще в середине первого тысячелетия до н. э., был современником Ахеменидской державы Кира в Иране, стены его осаждал Александр Македонский (IV в. до и. э.), город упомянут в античных источниках (Арриан, Квинт Курций Руф, Страбон, Плутарх и другие).
shahi-zinda1.jpgСамарканд не раз. был разрушен, разграблен, подвергался запустению и гибели. Однако каждый раз город вновь поднимался из руин, застраивался и украшался новыми домами, базары его вновь заполняла шумная и пестрая толпа.
  В начале VIII в. город покоряют арабы, в 1220 г он разрушен полчищами Чингиз-хана, после чего жизнь на Афраснабе замерла. Город постепенно восстанавливается южнее Афрасиаба, в бывшем пригороде — рабаде (теперешний «старый город»).
  С XIV в. Самарканд — столица огромней империи Тимура, простиравшейся на всю Среднюю Азию, Иран, Афганистан, Ближний Восток, значительную часть Индии.
Во времена правления «железного хромца», желавшего превратить Самарканд в «сияющую точку мира», сюда стекаются несметные богатства. В городе возводится большое число зданий, монументальность и роскошное убранство которых призваны были возвеличить силу и мощь эмиров феодальной империи.

  Одно из архитектурных творений этого времени – группа мавзолеев в загородном ансамбле Шахи Зинда, расположенном на южной окраине Афросиаба, среди выжженных солнцем холмов и могил. В контрасте с пустырем царский некрополь встает как чудо, застывшей музыкой, полной красок и жизни.
  Эта «жемчужина Самарканда», как часто ее называют, цепью небольших, но удивительно полных гармонии мавзолеев протянулась по
shahi-zinda3.jpg городищу и. перекинувшись через оплывший гребень древнего крепостного вала, опустилась у его подножия.
  Уникальна, неповторима композиция ансамбля Шахн Зинда. Тесно застроенный ломаный коридор его как бы вторит узким средневековым улицам феодального города Средней Азии. Впечатление это не случайно. Памятник возник, как сейчас установлено, в середине XI в. в черте жилого, плотно застроенного квартала южной окраины Самарканда и отразил в своей композиции исторически сложившуюся топографию местности.
  Нигде не сильно так чувство времени, ни на одном сохранившемся архитектурном творении Самарканда, как здесь, в ансамбле Шахи Зинда. Интимность настроения, погружение в прошедшие века создается не только полной изоляцией памятника от современного города, его шумов, улиц, света, многоликой толпы, но и композицией, камерностью самих построек ансамбля, неожиданных в изломах коридора-дорожки, замкнутых в небольшие дворики, сложные крытые группы.
  Еще сравнительно недавно, немногим более 100 лет тому назад, это изумительное творение народного гения было окутано тайной,легендами, проникновение в которые было под запретом, шло медленным и трудным путем. Только сверкающие глазурью здания поражали глаз европейца. На пути стояли ревнивые и одновременно безразличные к шедеврам искусства муллы и шейхи, не выпускавшие столетиями из рук этот популярный на мусульманском Востоке культовый комплекс, паломничество к которому заменяло в свое время «хадж» в Мекку.
  Между тем, значение его огромно. Как всякий архитектурный памятник, ансамбль Шахи Зинда чрезвычайно многогранный источник
shahi-zinda4.jpg познания культуры народов Средней Азии в прошлом. Это блестящее воплощение архитектурной мысли, художественно-эстетических эталонов, строительно- инженерной  практики, монументально-декоративного искусства. Ансамбль складывался почти девять веков, с XI по XIX, и только в сохранившейся на поверхности части заключает более двадцати строений разного времени, представляя не только мавзолейное зодчество Самарканда, но фактически всю архитектурную школу Мавераннахра в ее развитии и становлении, монументально-декоративное и прикладное искусство Средней Азии в его эволюции.
  Столь долгое формирование ансамбля, разрушения, запустения и новые строительные преобразования в нем на всех этапах тесно переплетались со сложной исторической судьбой города, как бы воплощая основные ее социальные и культурные проявления.
Шахи Зинда - единственный в Самарканде археолого-архитектурный памятник, в котором, включая культурные напластования Афрасиаба, отразилась почти вся 25-вековая история города.
    Популярный культовый центр в прошлом, уходящий идеологическими корнями в эпоху появления и утверждения ислама в Средней Азии, памятник хранит не одну тайну религиозно-этического порядка.
  С веками утрачена значительная часть сооружении ансамбля Шахи Зинда. Узкий коридор теперь представлен то тесными группами мавзолеев, то пустующими участками. Уцелевшие строения относятся, главным образом, к XIV—XV вв., но многие постройки и этого времени исчезли с поверхности земли. Почти полностью исчезли памятники XI—XII вв.
Южная часть ансамбля, раскинувшись по внешнему склону крепостного вала городища Афрасиаб, выходит на проезжую дорогу у его основания, северная как бы вросла в безжизненную холмистую поверхность старого кладбища.
Общая планировочная композиция памятника по ходу коридора условно делится на три группы — «нижнюю», «среднюю» и «верхнюю»; все они связаны между собой проходными арочно-купольными сенями.
В северо-восточной части расположена четвертая по счету, самая древняя в своей основе, несколько изолированная группа строений — комплекс Кусам ибн Аббаса (XI-XIX вв.).
Нижняя, наиболее поздняя группа построек, открывается обращенным па юг величественным порталом XV в. в мозаичной облицовке. Он ведет в проходную четырехарочную сень — дарвазахану. С запада к ней примыкает мечеть XV в., с востока — помещения служебного характера. Дарвазахана выходит в открытый дворик; справа от него не¬большое заурядное медресе XIX в., слева — айван деревянной летней мечети того же времени.
Широкая лестница, взбегающая тридцатью двумя ступенями на гребень городского вала, венчается второй купольной сенью.
Западнее лестницы расположено одно из наиболее стройных в ансамбле Шахи Зинда зданий — двухкупольный мавзолей начала XV в.
Вторая купольная сень являет начало «средней группы» сооружений; она представлена мавзолеями последней четверти XIV в. и связана с именами ближайших родственников (жен, сестер) Тимура, военной и духовной знати.
Слева — небольшие однокамерные усыпальницы Эмир- заде и племянницы Тимура Шади-Мульк-ака; они стоят впритык друг к другу на оплывах крепостного вала. Справа два других мавзолея — Туглу-Текин и сестры Тимура Ширинбек-ака.
    «Средняя группа» заканчивается третьей арочно-купольной сенью, выводящей в «северный дворик» или к «верхней группе» сооружений. Западный арочный проем сени ведет в мечеть Туман-ака, восточный — к комплексу Кусама ибн Аббаса.
Мечеть Туман-ака — составная часть комплекса, построенного женой Тимура в начале XV B;  она включает три вытянутых с севера на юг помещения: худжру, мечеть и мавзолей. Их окончательная отделка мозаичной облицовкой вместе с купольной сенью относится к 1405 г.
«Северный дворик» или «верхнюю группу» составляют три обращенные друг к другу мавзолея.
shahi-zinda7.jpg
Наиболее ранний — мавзолей Ходжа Ахмада (40-е годы XIV в), установленный поперек южной дорожки, замыкает коридор с севера. Мавзолей 1361 г., стоящий справа, фасадом на запад, ограничивает его с востока. Слева на западной стороне высится стройный купольный силуэт усыпальницы Туман-ака (начало XV в.).
Комплекс Кусама, расположенный восточнее основного коридора ансамбля и связанный с ним системой крытых проходов, представлен сейчас разновременными, но взаимосвязанными постройками разного назначения. Он включает и самый ранний памятник ансамбля — мавзолей одного из первых проповедников ислама в Средней Азии — Кусам ибн Аббаса.
Древнейшие документы о Шахи Зинда относятся к XI в. Исключительную ценность представляет недавно опубликованный вакуфный акт первого караханидского правителя в Самарканде Тамгач Богра-хана на медресе, выстроенное к 1066 г. у гробницы Кусама (128, с. 330—333), и сведения о том же медресе в Шурут-ал-Мухит.
В XII в. о памятнике сообщает хорезмский ученый Насыр ибн Абдасейид (1143-1213 гг.). Сочинение его «Ал-Мугриб фи тартиб ал муриб» («Словарь редких арабских слов») относительно Шахи Зинда гласит следующее: «Кусам, сын дяди пророка — мир над ним. Это Кусам ибн ал Аббас ибн Абд ал Мутталиб. По нему назван квартал в Самарканде, потому что он похоронен в нем. И в нем медресе Кусама».
Наиболее пространные, но слишком общие сведения о группе сооружении у мавзолея Кусам ибн Аббаса, имеются В («Сахарная книга Самарканда»). Источник этот, в основе своей относящийся к XII в., требует, однако, в использовании большой осторожности, т. к. дошел до нас в компиляции XV-XVII вв
с соответствующими изменениями и дополнениями переписчиков разного времени. При описании сложного пути зиарата к могиле
shahi-zinda8.jpg «святого» упомянуты «пороги» многих могил (мавзолеев), катакомбы, скрещения путей (дорожек).
Весьма интересны краткие данные о памятнике, оставленные известным марокканским путешественником Ибн Баттутой (30-е годы XIV в.), который застал еще ансамбль XI—XII вв., до коренных его переделок в XIV в., что очень важно.
Однако Баттута продиктовал свое «путешествие» Ибн Джузайне (составителю, литературно обработавшему богатый фактический материал) несколько лет спустя после пребывания в Самарканде по возвращении на родину, и сведения его (в частности, описание комплекса Кусам ибн Аббаса), как показали наши исследования, не вполне соответствуют действительности.
Интересны сведения Абу Тахир Ходжи в «Самарии» (30-е годы Х1Хв) об отдельных сооружениях в ансамбле, «утративших свои признаки» (видимо, находившихся в руинах), полулегендарные, биографические данные о Кусаме, собранные автором из разных сочинений.
Этим, в основном, ограничивается круг местных исторических известий о памятнике.
Изучение ансамбля Шахи Зинда, начатое еще в XIX в. с первых путевых заметок и зарисовок, развернулось только в ХХ веке.
Исследователи накопили огромный материал. Многочисленные обмерные чертежи, стратиграфические разрезы, зарисовки общих видов и декоративных деталей, проекты укреплений и реставрации, художественные фотографии, отчеты, хранящиеся в архивах Ташкента, составляют обширный научный фонд.
Реставрация и консервация почти всего ансамбля Шахи Зинда завершена.

Другие достопримечательности Самарканда:

Мечеть Хазрет-Хызр -->

Медресе Шир-Дор -->

Мавзолей Рухабад -->

Мечеть Биби-Ханым -->

Мавзолей Гур-Эмир -->

Шахи Зинда -->



Назад в раздел
Заказать тур
X

Заказать тур

Название тура*
Информация о клиенте:
Фамилия * Имя * Гражданство *
e-mail: * Номер
телефона
*
Информация о туре

Количество
людей
в группе

*
Заезд * Выбрать дату в календаре
Выезд * Выбрать дату в календаре
Откуда
(страна, город)
*
Вид размещения
Дополнительные услуги
Подержка VISA

Гид
Комментарии Заказать
28.01.2020